На сей раз речь пойдет не только о войхола, но о всем континенте, где располагается Империя, а кроме нее такие государства, как Савра, Галайтанское княжество с его уже известным западным краем - Миассой - и другие. По размерам и географии континент можно приблизительно сравнить с Европой, и хоть, вероятно, он больше нее раза в полтора, все же не столь велик, чтобы на территории его не сложилось единой религии.
Над всей землей и небом, над всеми существующими мирами и странами стоит Бог-Создатель, Небесный Отец. Культ его распространен по всему континенту и, вероятно, так или иначе - по всему миру, но нигде не приобрел строго организованной и регламентированной формы. Вера - дело глубоко личное, и каждый человек, царь или нищий, савриец или галайтанец, будет держать ответ самостоятельно, как в жизни, так и после смерти. Семья, племя или деревня могут осуществлять совместные жертвоприношения или похороны, но общих регулярных молитв или богослужений не проводится нигде. Имя Небесного Отца может упоминаться или не упоминаться в традиционных приветствиях, предисловиях к книгам, надписях и печатях. К Создателю каждый обращается в меру своей совести и желания. Заветами Его считаются нигде не записанные, но крепко укоренившиеся в традиционном сознании нормы общественной и личной морали. Вот и получается, что эти "заветы" разнятся от народа к народу, однако распрей на религиозно-нравственной почве обычно не возникает: как уже было сказано, Отца каждый постигает по-своему.
читать дальшеКогда Творец создал небо, с ним он привел в мир и Небесную мать, свою первую супругу. От их брака родились ветра четырех сторон света, посему Небесную мать зовут также Матерью ураганов или Матерью четырех ветров.
В отличие от Небесного Отца, отношения людей с Матерью ураганов и ее детьми лишены нравственной составляющей. Это чистой воды язычество, в котором силы природы воспринимаются как могущественные, но отнюдь не сверхъестественные существа. С ними можно дружить или враждовать, можно любить их или недолюбливать, можно договориться. Небесный Отец человеколюбив и не приемлет человеческих жертвоприношений, но, как говорят в Империи, царь далеко, а наместник рядом. Отец где-то за границами понимания, велик и далек, а супруга Его с ее свирепым потомством - вот они, поблизости, живут с людьми бок о бок, и с ними нужно ладить. У разных народов существуют разные традиции человеческого жертвоприношения - от добровольного до насильственного, но нет такого народа, который вообще не проливал бы крови в обмен на благосклонность высших сил.
В различных областях ветра зовут по-своему, но общеупотребительными считаются имена, которые используют жители той земли, где, по преданиям, обитает каждый из братьев-ураганов. Так, Хинвали живет в восточных горах, в местности неприветливой и дикой, где почти не бывает солнца. Сабхати обитает в степях и прериях крайнего юго-запада. Родина Ярхи - ледяные пустыни севера, а Гаруда спит в теплых южных морях. Братья делят всю землю континента на четыре относительно равные части и владычествуют каждый в своей. Срединная же часть считается общим уделом.
По преданию, на восточной границе Савры, близ ущелья Дарган находится самая высокая гора на земле, где в первый день каждого года Мать ураганов собирает своих сыновей и расспрашивает, где они были и что видели. Множество легенд и сказок повествует об этих семейных сходках и людях, желающих попасть на вершину горы, чтобы взглянуть на сие сборище. Оканчиваются эти сказки по-разному, но все без исключения сходятся на том, что подобные путешествия - предприятие крайне рискованное.
Сотворив Небо, Создатель затем сотворил Землю, вторую свою супругу, мать всего живого и неживого. Она - материя, Он - дух, Она дает тело - Он вдыхает в него жизнь. В Нее уходит все, что умерло, дабы с Его помощью возродиться из Нее вновь.
Любое оскорбление Матери-Земли расценивается как святотатство, потому что если Мать ураганов способна "дать сдачи", зачастую многократно превосходящей нанесенную обиду, то Земля в великом милосердии и терпении все сносит и, лишь когда невмоготу становится сносить, взрывается землетрясениями.
Когда создана была твердь земная, братья-ветра выбрали себе место для жительства и взяли жен из первых дочерей Матери-Земли, появившихся много раньше рода человеческого.
В южных приморских областях существует поверье, что Нуахили, супруга Южного Ветра, на заре времен была человеком и в лето большого голода семья отвела ее на скалистый берег моря и оставила там. На берегу ее встретил Гаруда и, прельщенный ее красотой, взял себе в жены. Некоторые легенды говорят также, что Нуахили отвели на берег вместе с ее маленьким сыном, который впоследствии был воспитан силами природы и стал, подобно матери, покровителем лесов.
Южные приморские области (из знакомых мне - Фершь, императорский домен и Миасса, но, вероятно, и другие) спорят, уроженкой каких земель была Нуахили, и каждый перетягивает одеяло на себя. Но справедливости ради стоит сказать, что спор этот бессмыслен, потому как, даже если Нуахили и была когда-либо человеком, родилась она так давно, что вряд ли имеет отношение к какому-либо из современных народов юга.
Обе супруги и первые дети Небесного Отца являются героями многочисленных мифов и сказок, сюжеты которых разнятся от местности к местности, но удивительным образом никогда не противоречат друг другу.
Среди известных мне сюжетов: история о знаменитом копьеметателе, вызвавшем Хинвали на состязание и поплатившемся за свою гордыню, и история об одном одном императоре, позвавшем небесное семейство на пир, за что удостоился всемерного благополучия и процветания (позже его опыт попробует повторить наместник Ферши, Интари Оросвати, правда, не с таким размахом, с каким это делал мифический царь).
Никому из земного и небесного семейств не ставят храмов, ибо дом их - мир, созданный Творцом, и, чтобы говорить с силами природы, достаточно прийти к ним.