Посмертное учение на материке и островах довольно подробно и более-менее одинаково в разных местностях. Оно касается всякого, за кем приходит одна из сестер-смертей, будь то растение, животное или человек. Для сил неживой природы посмертия нет, потому как их дух заключен не столько в форму, сколько в соединение молекул, составляющих воду, воздух или камень. Даже если все моря, озера и реки на планете испарятся, сестрица Сунгире не перестанет существовать — она продолжит жить паром. Для явлений природы, таких, как ветра, подземный жар или океанские течения, смерти обычно тоже не предусмотрено. Если Небесный Отец наделяет явление душой, то заботится, чтобы эта душа просуществовала в мире как можно дольше. Сестрица Янгире, конечно, погибнет, если земные недра остынут, но остынут они очень нескоро, а потому никто не знает, каково будет посмертие сестрицы Янгире.
Живые же существа, сколько их ни есть, все умирают. Сестры-смерти появились на заре времен, тогда же, когда первая одноклеточная тварь. Они ровесницы жизни на планете. Поначалу они не имели человеческого облика, но, когда появился род людской, вынуждены были его принимать, чтобы люди могли общаться с ними. Так и повелось с тех пор: смешливая девочка приходит к тем, кто самовольно и сознательно оканчивает жизнь, будь то страдающее от боли животное или разочаровавшийся человек. Женщина забирает погибших в бою или от несчастного случая. Старуха является умирающим от возраста или болезни.
Отторгнув душу от тела, смерть препровождает ее к Небесному Отцу, где Он совместно с умершим решает, какое будущее того ждет.
I. Перерождение
Перерождаются далеко не все и обычно не сразу. Снова в мир Создатель отправляет тех, кто желает того сознательно или бессознательно, а также тех, кому будет полезно возвратиться, вне зависимости от их воли. Яркие примеры перерождений — Халиноми. Предчувствуя гибель, Тэссэ говорит: "Не умру, но паду в землю зерном и прорасту деревом". Ладише: "Не умру, но паду в океан и лягу на дно". Райхо: "Не умру, потому как не жил, и уйду в огонь". По их слову и случилось.
Ладише пал в океан и через десяток лет сделался теплым течением Софои Лури у южных берегов Лаурадамана. Райхо сгорел как свеча — и тотчас вернулся в прежнее обличье ветра западного. Через пару тысяч лет Тэссэ родился в семействе Фади Рохи из Суалафи и получил имя Тэссэ Га-Наури и прозвище Илевиса.
Из этих примеров видно, во-первых, что перерождение происходит не сразу. Быстро это удалось только Райхо, потому как он не начинал новую жизнь, а возвращался к прежней. Был на моей памяти еще один пример мгновенного перерождения, но о нем позже. В случае же с Ладише и Тэссэ души вернулись на землю не сразу. Небесному Отцу нужно время, чтобы смыть с них память и наносы, оставленные эпохой, обликом и воспитанием. Пока душу очищают, она находится словно бы в глубоком сне без сновидений и способна проспать так довольно долго, ничего не чувствуя и не видя. Возвращаясь в мир — уже в новом теле — душа не полностью теряет память о прошлых жизнях. Она помнит самую общую их картину. Например, Тэссэ в сознательном возрасте уже мог уверенно сказать, что две тысячи лет назад был воином-наемником, кочевавшим по материку. В случае мгновенного перерождения душа не очищается от прошлой жизни, а несет ее в следующую. Но, как вы скоро убедитесь, это возможно далеко не со всеми душами.
Второе, что можно вынести из примеров, — это одинаковые имена Тэссэ в обе его жизни. А, надо напомнить, что одинаковые имена на материке дают людям, которых считают носителями одной и той же души. И это я объяснить не могу. Понятно, когда взрослый человек или подросток вспоминает прошлую жизнь и даже имя, которое носил тогда. Но как родители и его новое окружение понимают, что этот младенец, орущий благим матом, был когда-то грозой бронзового века? Ведь так произошло не только с Тэссэ. Ничего не зная о преображении Сабхати, соплеменники звали Райхо Итуварлой, западным ветром. Возможно, Небесный Отец сообщает им о сущности души, что является в мир? В любом случае, на этот вопрос я не отвечу.
В-третьих, из примера видно, что переродиться можно не только в существо того же облика, каков был прежний. Так, Ладише из человека стал природным явлением, и это вовсе не исключение из правил.
Я хотела сказать еще о мгновенных перерождениях, при которых не происходит очищения от прошлой жизни. Более того, иногда при них не происходит даже физической смерти. Примером такого перерождения могут считаться рабыня Эйнан и преследовавшие ее воины из недописанного сейчас рассказа. Поняв, что ей не спастись от погони, Эйнан взмолилась Небесному Отцу, и тот обратил ее в озеро, а преследователей — в скалы. Все пятеро сохранили память о прошлой жизни и, по слухам, нынче обладают волшебной силой и весьма почитаются.
II. Мир мертвых
Большая часть душ уходит в мир мертвых, где каждую ждет своя неизвестная судьба. Мир мертвых — не физическое место, и строго обозначенного входа в него нет. Если живой хочет туда попасть, ему стоит посоветоваться со знающими людьми, сестрами-смертями или даже с Небесным Отцом, чтобы узнать, где вход располагается сегодня. А располагаться он может где угодно: начиная от лесного озера и заканчивая душой человека. Сам мир мертвых — довольно необычная область. Можно даже сказать, что у каждой души есть собственный мир или собственный его уголок. Не всегда этот уголок прекрасен, как не всегда душа знает, что будет для нее полезно. Лишь Небесный Отец может всегда точно знать это. Кому-то приходится вечно совокупляться с чудовищами, кто-то мчится на лошади в золотую даль, которая никогда не приближается, кого-то заживо пожирают, кто-то наслаждается жизнью в тропическом раю, у кого-то — прекрасный сад с невиданными цветами. Нет ни одного похожего посмертия, ни одной похожей судьбы.
Кроме душ умерших, мир мертвых населяют его коренные жители. Они могут походить на людей и животных подлунного мира, а могут разительно отличаться от них. В отличие от обитателей материка и островов, они вечны и могут исчезнуть или переродиться только вместе с миром мертвых.
Надо понимать также, что ужасная или беззаботная жизнь в этом мире — не вечна. Когда душа усвоит урок или устанет от благоденствия, Небесный Отец может предложить ей другие варианты посмертия: то же перерождение или переведение в другую область мира мертвых, более соответствующую нынешнему состоянию души.
III. Оставление тела
Если душа хочет остаться в мире, да не просто в мире, а в месте, где она жила, ей это позволят. Такие души становятся призраками, обычно привязанными к месту смерти, прежней жизни или близким людям. Они могут как оберегать некогда дорогих людей, так и мешать им. Нередко такие души остаются для мести, и в мире их удерживает злоба. Небесный Отец редко препятствует им: Он свято чтит собственный закон о свободе воли, по крайней мере, в подлунном мире. Когда душа совершит свою месть или ей просто надоест летать бесплотным духом, она может снова обратиться к Создателю или сестрам-смертям и обсудить с ними дальнейшее посмертие.
IV. Перерождение в других мирах
В том числе в нашем. Здесь сказать ничего не могу, потому что это всего лишь моя догадка. В теории, если душе это пойдет на пользу и сама она не резко против, Создатель может воплотить ее в другом мире, откуда нет или почти нет ворот в прежний.