● Обычай всех мальчиков войхола приучать к военному и боевому искусству пошел еще от тех времен, когда все четыре племени жили на левом берегу Ицели и бесконечно воевали друг с другом. В условиях постоянной вражды всякий мужчина, если успевал вырасти, вырастал воином. От этих голодных времен пошел и обычай женщинам держать при себе кинжалы. Матери отрезали от своего тела куски мяса, чтобы накормить детей, а когда чувствовали, что умирают, вскрывали себе жилу на горле или на ноге и поили их вытекающей кровью. Со времени печального единства войхола пошла и женская одежда, состоящая из двух прямоугольных полотнищ, без единого шва. Вероятно, ткань не сшивали, чтобы не портить, потому как ее можно было использовать еще не раз или продать. К тому же, из одной взрослой одежды можно было сделать две или три детские. Несшитую одежду женщины войхола нередко носят до сих пор, правда, теперь полотнища украшают всевозможными узорами и вышивкой, что было неоправданной роскошью в те давние бедственные времена.

● После того, как войны и голод почти уничтожили речной народ, вожди четырех племен держали долгий совет, как быть и что делать дальше. На совете был заключен вечный нерасторжимый мир между войхола, и самое многочисленное племя, марейши, ушло на другой берег Ицели, в лесостепь. Три остальных племени: доли, сурвасте и гарвали - остались на левом берегу и стали жить в мире. И по сей день три вождя правят совместно, и совместно решают общие вопросы, и ни один не вправе навязать другим свою волю. Соблюдая вечный мир, войхола никогда не воюют друг с другом, а стараются прийти к согласию без кровопролития.

читать дальше