Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: фольклор и мифология (список заголовков)
15:56 

Ночь осеннего равноденствия

дикий котанчик
Ночь была безветренна и светла из-за стоящей в небе половинки луны и окружающих ее звезд, света которых месяц еще не мог затмить. Черная вода в озере казалась неподвижной от окружающего безмолвия, которое рассеивали крики и песни веселящихся людей с противоположного берега.

На берегу сидели четверо. Были они не то чтобы очень молоды, но и не стары. Головы троих мужчин были открыты, а женщина прятала волосы под черным покрывалом, удерживаемым на голове двумя серебряными заколками. Она была несказанно красива – это можно было видеть даже в полумраке лунной ночи. В лице ее не было ни единого изъяна, тонкая шея плавно переходила в изящные плечи; соски на обнаженных грудях венчали золотые треугольники серег – такие же, только крупнее, покачивались в ушах женщины. Бедра ее оборачивала просторная черная юбка до земли, в темноте трудно было понять, из чего она сшита. Впрочем, странный, на первый взгляд, наряд ее мало отличался от тех, что надевали в эту ночь празднующие.

Первый из мужчин был среднего роста, до середины спины его спускались четыре косы, переплетенные разноцветными лентами; что-то свирепое было в его лице. Второй был смугл, с черными, как смола, глазами и волосами как вороново крыло и весь казался черен и дик. Чем-то эти двое были похожи, но если при взгляде на первого на ум приходили мысли о всемогущих и безжалостных силах природы, то второй больше напоминал хищного зверя.

Третий мужчина был невысок и коренаст, заросшее густой бородой лицо его казалось больше добродушным, чем свирепым. Создавалось впечатление, что из всей четверки он самый миролюбивый.

читать дальше

@темы: фольклор и мифология, Ветер Западный, художественные тексты

15:59 

Религия и мифология

дикий котанчик
На сей раз речь пойдет не только о войхола, но о всем континенте, где располагается Империя, а кроме нее такие государства, как Савра, Галайтанское княжество с его уже известным западным краем - Миассой - и другие. По размерам и географии континент можно приблизительно сравнить с Европой, и хоть, вероятно, он больше нее раза в полтора, все же не столь велик, чтобы на территории его не сложилось единой религии.

Над всей землей и небом, над всеми существующими мирами и странами стоит Бог-Создатель, Небесный Отец. Культ его распространен по всему континенту и, вероятно, так или иначе - по всему миру, но нигде не приобрел строго организованной и регламентированной формы. Вера - дело глубоко личное, и каждый человек, царь или нищий, савриец или галайтанец, будет держать ответ самостоятельно, как в жизни, так и после смерти. Семья, племя или деревня могут осуществлять совместные жертвоприношения или похороны, но общих регулярных молитв или богослужений не проводится нигде. Имя Небесного Отца может упоминаться или не упоминаться в традиционных приветствиях, предисловиях к книгам, надписях и печатях. К Создателю каждый обращается в меру своей совести и желания. Заветами Его считаются нигде не записанные, но крепко укоренившиеся в традиционном сознании нормы общественной и личной морали. Вот и получается, что эти "заветы" разнятся от народа к народу, однако распрей на религиозно-нравственной почве обычно не возникает: как уже было сказано, Отца каждый постигает по-своему.

читать дальше

@темы: фольклор и мифология, небесное семейство, Небесный Отец

16:05 

Гельсенах (Геллах), хромая танцовщица

дикий котанчик
В землях Миассы к юго-востоку от Империи существует поверье о Геллах, демоне-танцовщице, являющемся в виде красивой женщины в ярком наряде. Ни одна из земных танцовщиц не сравнится с ней в изяществе и неутомимости. Когда Геллах пляшет, распускаются цветы, выше колен вырастают травы и деревья наливаются зеленью. Вода в обмелевших реках прибывает, и солнце показывается из-за туч. Если взметнется высоко юбка, можно заметить, что правая голень у танцовщицы обглодана до кости, будто огромная челюсть некогда разгрызла ее и оставила незаживающую рану. Если в сердце твоем при виде этого зрелища поселится жалость, Геллах станет просить тебя, чтобы ты вылечил ее ногу.

На это ни в коем случае нельзя соглашаться.

@темы: Миасса, фольклор и мифология

10:57 

Мать чудовищ

дикий котанчик
по мотивам бесед с aesmadeva

В одной из прибрежных областей восточного Лаурадамана живет существо, зовущееся Матерью чудовищ. Никто не знает, когда она родилась и как выглядит, но говорят, что отличить ее можно по серебристой полосе на спине: хребет ее, по преданию, откован из железа. Мать чудовищ способна принять любой облик, в том числе обличие прекрасной женщины, и многие, соблазнившись видимой красотой и не испугавшись серебристой отметины вдоль спины, проводили с ней ночи.

Мать чудовищ не зла и, в отличие от своих детей, миролюбива и спокойна. Если когда-либо люди хотели убить ее, то лишь оттого, что она рождает жутких тварей, несущих разрушение и смерть. Из века в век по кругу течет ее жизнь. Очередная беременность, длится она несколько столетий или несколько часов, сменяется коротким временем счастливого материнства, а затем - поиском нового супруга, будь то человек или одно из рожденных ранее существ.

Как ни ужасна Мать чудовищ и охраняющие ее покой стражи, многие люди стремятся добраться до ее жилища в прибрежных скалах, чтобы обольстить ее: считается, что дети, которых она родит от человеческого мужчины, вырастут чародеями, царями или великими воинами.


@темы: юго-западный край (Суари), фольклор и мифология

08:34 

Браки небесного семейства

дикий котанчик
Сватовство братьев-ураганов. Космогонический миф.

Если кто-нибудь из добрых людей спросит меня, когда это происходило, я скажу, что было это очень давно. Еще не явился на свет человеческий род, не стали города, не запылал первый огонь в первом очаге, не разносилось над древесными кронами пения птиц, не ступала на землю нога громадного ящера, и не выходил из воды первопредок всех позвоночных. В этом пустом безжизненном мире были только небо и океан да маленькие островки застывшей лавы, которым надлежало в далеком будущем объединиться в материк. Океан был в ту пору пресен: реки еще не намыли в него соли с суши, потому как ни рек, ни суши в те времена не существовало.

На планете царил непроглядный мрак. Густые черные облака укрывали небо, не пропуская солнечного света, лишь иногда вспышки молний освещали бесконечную водную пустыню да лава бесчисленных извержений ярко горела в темноте. Воздух был горяч и ядовит, существа, живущие на земле сегодня, задохнулись бы в нем, лишь простейшая невидимая жизнь, словно в колыбели, качалась на океанских водах.

читать дальше

@темы: фольклор и мифология, небесное семейство

10:35 

Плач по Гиляр Хассурват

дикий котанчик
Где ветер южный не трогал флейты,
Где ветер западный не гулял,
Под голубым пресноводным шлейфом
На дне Хассура лежит Гиляр.

Речное ложе темно и узко,
Теченья песни над ней поют.
В пустых глазницах ее моллюски
И рыбьи стаи нашли приют.

Иные твари хранят глубины,
Их крики горестны и звонки.
Вода облизывает ей спину
И точит ребра и позвонки.

Где нынче ярость ее и сила,
Заливы в солнечных областях —
Вода бросает наносы ила
На рассыпающийся костяк.

Река растаскивает на части,
Глодает остов беззубым ртом.
Гиляр уже не откроет пасти
И не блеснет в темноте хребтом.

Но в день посмертного передела,
Когда последний огонь потух,
А плоть распалась и опустела,
Остался дух.

@темы: Галайтанское княжество, природа, стихи и песни, фольклор и мифология

10:54 

Ова Ла и Анен Зор

дикий котанчик
Кроме богов и духов, чудовищ и сил природы, людей и животных, Творец создал небесные тела. Этих тел великое множество, но среди них людям больше всего известны луна и солнце.

Луну знают как ночное светило, бледное и таинственное, связанное с женским началом. Сама по себе луна человеческого облика вроде бы не имеет, но есть могущественный лунный дух — Ова Ла. О ней рассказывают как о черноволосой белолицей девушке озорного нрава, но не доброй. Ова Ла спускается с луны в развевающихся одеждах "цвета льда". Она является людям только ночью и может приходить во снах.

Совсем иное существо — Анен Зор. Это имя самого солнца — звезды, а не живущего внутри нее божества. В изобразительном искусстве Анен Зор иногда предстает похожим на Гаруду: у него две косы и белая одежда с красным узором. Но никакого человекоподобного облика у солнца, конечно же, нет. Если об Ова Ла говорят, что она веселая девушка, то Анен Зор не имеет ни пола, ни нрава, как не имеет их любая звезда.

Имена этих светил, судя по всему, происходят с востока, скорее всего, из Лаора или Галайтана. Возможно, в других областях материка их называют иначе, но представление об их сути от этого не меняется.

@темы: природа, фольклор и мифология

13:53 

Учение о посмертии

дикий котанчик
Посмертное учение на материке и островах довольно подробно и более-менее одинаково в разных местностях. Оно касается всякого, за кем приходит одна из сестер-смертей, будь то растение, животное или человек. Для сил неживой природы посмертия нет, потому как их дух заключен не столько в форму, сколько в соединение молекул, составляющих воду, воздух или камень. Даже если все моря, озера и реки на планете испарятся, сестрица Сунгире не перестанет существовать — она продолжит жить паром. Для явлений природы, таких, как ветра, подземный жар или океанские течения, смерти обычно тоже не предусмотрено. Если Небесный Отец наделяет явление душой, то заботится, чтобы эта душа просуществовала в мире как можно дольше. Сестрица Янгире, конечно, погибнет, если земные недра остынут, но остынут они очень нескоро, а потому никто не знает, каково будет посмертие сестрицы Янгире.

Живые же существа, сколько их ни есть, все умирают. Сестры-смерти появились на заре времен, тогда же, когда первая одноклеточная тварь. Они ровесницы жизни на планете. Поначалу они не имели человеческого облика, но, когда появился род людской, вынуждены были его принимать, чтобы люди могли общаться с ними. Так и повелось с тех пор: смешливая девочка приходит к тем, кто самовольно и сознательно оканчивает жизнь, будь то страдающее от боли животное или разочаровавшийся человек. Женщина забирает погибших в бою или от несчастного случая. Старуха является умирающим от возраста или болезни.

Отторгнув душу от тела, смерть препровождает ее к Небесному Отцу, где Он совместно с умершим решает, какое будущее того ждет.


I. Перерождение

Перерождаются далеко не все и обычно не сразу. Снова в мир Создатель отправляет тех, кто желает того сознательно или бессознательно, а также тех, кому будет полезно возвратиться, вне зависимости от их воли. Яркие примеры перерождений — Халиноми. Предчувствуя гибель, Тэссэ говорит: "Не умру, но паду в землю зерном и прорасту деревом". Ладише: "Не умру, но паду в океан и лягу на дно". Райхо: "Не умру, потому как не жил, и уйду в огонь". По их слову и случилось.

Ладише пал в океан и через десяток лет сделался теплым течением Софои Лури у южных берегов Лаурадамана. Райхо сгорел как свеча — и тотчас вернулся в прежнее обличье ветра западного. Через пару тысяч лет Тэссэ родился в семействе Фади Рохи из Суалафи и получил имя Тэссэ Га-Наури и прозвище Илевиса.

Из этих примеров видно, во-первых, что перерождение происходит не сразу. Быстро это удалось только Райхо, потому как он не начинал новую жизнь, а возвращался к прежней. Был на моей памяти еще один пример мгновенного перерождения, но о нем позже. В случае же с Ладише и Тэссэ души вернулись на землю не сразу. Небесному Отцу нужно время, чтобы смыть с них память и наносы, оставленные эпохой, обликом и воспитанием. Пока душу очищают, она находится словно бы в глубоком сне без сновидений и способна проспать так довольно долго, ничего не чувствуя и не видя. Возвращаясь в мир — уже в новом теле — душа не полностью теряет память о прошлых жизнях. Она помнит самую общую их картину. Например, Тэссэ в сознательном возрасте уже мог уверенно сказать, что две тысячи лет назад был воином-наемником, кочевавшим по материку. В случае мгновенного перерождения душа не очищается от прошлой жизни, а несет ее в следующую. Но, как вы скоро убедитесь, это возможно далеко не со всеми душами.

Второе, что можно вынести из примеров, — это одинаковые имена Тэссэ в обе его жизни. А, надо напомнить, что одинаковые имена на материке дают людям, которых считают носителями одной и той же души. И это я объяснить не могу. Понятно, когда взрослый человек или подросток вспоминает прошлую жизнь и даже имя, которое носил тогда. Но как родители и его новое окружение понимают, что этот младенец, орущий благим матом, был когда-то грозой бронзового века? Ведь так произошло не только с Тэссэ. Ничего не зная о преображении Сабхати, соплеменники звали Райхо Итуварлой, западным ветром. Возможно, Небесный Отец сообщает им о сущности души, что является в мир? В любом случае, на этот вопрос я не отвечу.

В-третьих, из примера видно, что переродиться можно не только в существо того же облика, каков был прежний. Так, Ладише из человека стал природным явлением, и это вовсе не исключение из правил.

Я хотела сказать еще о мгновенных перерождениях, при которых не происходит очищения от прошлой жизни. Более того, иногда при них не происходит даже физической смерти. Примером такого перерождения могут считаться рабыня Эйнан и преследовавшие ее воины из недописанного сейчас рассказа. Поняв, что ей не спастись от погони, Эйнан взмолилась Небесному Отцу, и тот обратил ее в озеро, а преследователей — в скалы. Все пятеро сохранили память о прошлой жизни и, по слухам, нынче обладают волшебной силой и весьма почитаются.


II. Мир мертвых

Большая часть душ уходит в мир мертвых, где каждую ждет своя неизвестная судьба. Мир мертвых — не физическое место, и строго обозначенного входа в него нет. Если живой хочет туда попасть, ему стоит посоветоваться со знающими людьми, сестрами-смертями или даже с Небесным Отцом, чтобы узнать, где вход располагается сегодня. А располагаться он может где угодно: начиная от лесного озера и заканчивая душой человека. Сам мир мертвых — довольно необычная область. Можно даже сказать, что у каждой души есть собственный мир или собственный его уголок. Не всегда этот уголок прекрасен, как не всегда душа знает, что будет для нее полезно. Лишь Небесный Отец может всегда точно знать это. Кому-то приходится вечно совокупляться с чудовищами, кто-то мчится на лошади в золотую даль, которая никогда не приближается, кого-то заживо пожирают, кто-то наслаждается жизнью в тропическом раю, у кого-то — прекрасный сад с невиданными цветами. Нет ни одного похожего посмертия, ни одной похожей судьбы.

Кроме душ умерших, мир мертвых населяют его коренные жители. Они могут походить на людей и животных подлунного мира, а могут разительно отличаться от них. В отличие от обитателей материка и островов, они вечны и могут исчезнуть или переродиться только вместе с миром мертвых.

Надо понимать также, что ужасная или беззаботная жизнь в этом мире — не вечна. Когда душа усвоит урок или устанет от благоденствия, Небесный Отец может предложить ей другие варианты посмертия: то же перерождение или переведение в другую область мира мертвых, более соответствующую нынешнему состоянию души.


III. Оставление тела

Если душа хочет остаться в мире, да не просто в мире, а в месте, где она жила, ей это позволят. Такие души становятся призраками, обычно привязанными к месту смерти, прежней жизни или близким людям. Они могут как оберегать некогда дорогих людей, так и мешать им. Нередко такие души остаются для мести, и в мире их удерживает злоба. Небесный Отец редко препятствует им: Он свято чтит собственный закон о свободе воли, по крайней мере, в подлунном мире. Когда душа совершит свою месть или ей просто надоест летать бесплотным духом, она может снова обратиться к Создателю или сестрам-смертям и обсудить с ними дальнейшее посмертие.


IV. Перерождение в других мирах

В том числе в нашем. Здесь сказать ничего не могу, потому что это всего лишь моя догадка. В теории, если душе это пойдет на пользу и сама она не резко против, Создатель может воплотить ее в другом мире, откуда нет или почти нет ворот в прежний.

@темы: Небесный Отец, фольклор и мифология

21:56 

Выкуп умирающего в традиции материка и островов

дикий котанчик
Обычай выкупа умирающего, по преданию, был введен Небесным Отцом, чтобы скрасить будни сестер-смертей, а выгоду с него поимели почти все обитатели планеты. Суть обычая проста: если умирающий тебе дорог или зачем-то нужен, ты можешь выкупить его у смерти, взамен подарив то, что придется ей по нраву, будь то украшение, кровавая жертва или прелестное рукоделие. Если смерть примет подарок, то вдохнет в умирающего толику жизни, достаточную для того, чтобы его сумели выходить.

Чтобы законы природы соблюдались, обычай имеет несколько ограничений.

1. Нельзя выкупить умирающего от старости — если он отжил свой срок, смерть обязана забрать его.
2. Нельзя выкупить уже умершего, ибо душа его поступает в распоряжение Небесного Отца и смерть над ней больше не властна.

Жизнь и смерть — две стороны одной медали, потому и сестры-смерти обладают силой даровать жизнь — но лишь малую толику ее. Смерть не может излечить и поставить на ноги, но может обернуть процесс умирания вспять — к тому мигу, когда он еще был обратим. А дальше лишь от инициативы и заботы окружающих зависит, оправится пострадавший или нет.

@темы: фольклор и мифология, ритуалы и обычаи

10:37 

О богах и духах

дикий котанчик
В современной эзотерике богами часто называют приближенные к человеческому пониманию интерфейсы каких-нибудь явлений. Грубо говоря, человек не может обратиться напрямую к солнцу: слишком разная у них энергетическая структура для того, чтобы общаться и понимать друг друга. Поэтому человек обращается к солнечному богу, который с одной стороны связан с солнцем, а с другой — с людьми и потому является посредником в их общении, представляет солнце перед людьми и людей перед солнцем. Духи, в свою очередь, являют собой сущности, не обладающие физическим телом, но привязанные к определенной местности или предмету (эфирные духи) или не привязанные ни к чему (астральные духи). Но таково положение вещей в нашем мире, по крайней мере, если верить лекциям Сильвера и Каины.

В моем же уголке вселенной дело обстоит по-другому. Хотя бы потому, что те, кого там зовут богами, обладают вполне себе физическим телом и не представляют ни сил природы, ни принципов мироздания. "Бог острова" — это волшебное существо, хозяин того самого острова, владеющий им по праву сильного или потому, что может жить только там. "Богиня долины" — это волшебное существо (может, даже человекообразное), владеющее долиной и устанавливающее там свои порядки. Иными словами, "бог" обозначает "волшебный хозяин". Можно спросить: а как же всевозможные "боги солнца", "боги вулкана", "боги луны"? В моей вселенной их нет. Если человеку нужно обратиться к солнцу, вулкану или луне, к ним обращаются напрямую. Да, они разные и не всегда понимают друг друга, ну так вряд ли к силам природы обратятся за советом по философскому вопросу. Обычно их тревожат ради помощи, а просьбы простого человека сложно не понять, будь ты хоть трижды далек от земли. Возможно, подобная легкость общения связана с тем, что на заре человечества люди не отделили себя ни от живой, ни от неживой природы, и все различия между ними были поверхностны: в главном человек и солнце, утка и вулкан, муравей и серное озеро всегда оставались похожи.

Что до Небесного Отца, создателя всего сущего, то его редко называют Богом.

С духами все не так однозначно, и я не полностью уверена в том, что сейчас скажу. В основном, духами зовутся души тех объектов неживой природы, тело которых вышло из тел сестриц Янгире, Сунгире или Нур-Гайят (чаще из последних двух). Например, известно, что Сунгире — это все воды и вся соль на земле. Но как дитя рождается из плоти матери и обретает собственную душу, так и небольшое озерцо, рожденное из тех же воды и соли, может обрести отдельную личность. И душа в его теле будет уже не Сунгире, а его собственная. Нур-Гайят — каменный панцирь земли, но отдельный вулкан или даже крохотный камешек, рожденный из ее плоти, может сделаться отдельной личностью. Например, "дух" из вулкана Рудва, маленький камень, Сабхати подарил Илевисе в качестве волшебного помощника. Как, почему и с чьего соизволения это происходит, я не знаю. Такие духи обычно подчиняются стихиям второго поколения: и трем сестрицам, и братьям-ураганам. Но, в отличие от духов нашего мира, вполне себе имеют физическое тело, в которое и заключена душа.

Насчет духов живой природы ничего не могу сказать: каждое растение, каждое одноклеточное — отдельное существо, обладающее собственной личностью и душой. Бесплотных существ, связанных с ними, я не припоминаю.

Есть у меня подозрение, что богами или духами в привычном нам понимании можно назвать только сестер-смертей, но их так никто не зовет.

@темы: природа, фольклор и мифология

Огни Магацета

главная